12 апреля 2019
Оценка кровотока до сих пор является второстепенной задачей большинства ультразвуковых исследований. Однако, ее роль постоянно растет. Что самое важное, многие специалисты УЗД начали избавляться от «страха допплера», который часто встречался ранее. Соответственно, в орбиту допплеровских исследований втягивается все больше и больше врачей УЗД.
Начало обучения работы с допплеровскими режимами сопровождает обилие физических картинок и даже формул, которые зачастую вводят врача в ступор. Поэтому возникает стойкое отторжение любой информации, связанной с принципами работы этих методов исследования. Специалист просто пытается усвоить набор практических приемов, которые позволили бы проводить не сложные исследования. Постепенно приходит понимание, что цвет просто передает скорость и направление движения, и ничего сверхъестественного нет. Увы, оно же часто сменяется излишней самоуверенностью. Возникает твердое убеждение, что достаточно просто включить режим, и система сделает все остальное. Это почти так, но есть всего одна простая операция, которую необходимо постоянно делать, проводя допплеровское исследование. Увы, ей часто пренебрегают, что ведет к некорректной оценке кровотока. Особенно страдает качество исследований в цветном, энергетическом и цветном тканевом допплеровских режимах.
Речь идет о регулировке частоты повторения импульсов (PRF). У некоторых производителей этот параметр называется VScale. Несмотря на «сложное» название, с точки зрения пользователя в этой настройке нет ничего особенного: вы просто задаете шкалу скоростей допплеровского режима. Когда речь идет о режиме импульсного допплера, все очень наглядно: у вас есть кривая скорости в сосуде. Если вы увеличиваете PRF, шкала увеличивается, а сама кривая становится все меньше в размерах. Когда шкала станет значительной, вы увидите крошечную кривую, форма которой почти не различима. Если же, наоборот, уменьшать шкалу скорости, то сначала кривая станет немного «зашкаливать», то есть, вы перестанете видеть ее верхушку. Если же сильно снизить PRF – вам останется наблюдать лишь гигантское подножие кривой, сопровождаемое значительными шумами.
В случае цветных режимов, при регулировке PRF происходит ровно тоже самое. Но эти процессы не так очевидны пользователю, что иногда приводит к непониманию результатов. Если шкала слишком низкая, то на допплеровском изображении появится сильный шум. Возникнет ложная турбулентность. Это очень хорошо, так как становится явным – что-то сделано неверно. Гораздо хуже, когда шкала скоростей слишком высока. Кровоток становится просто не виден. Если в случае с импульсным допплером мы видим хотя бы крошечную кривую, то на цветных режимах никаких цветных точек система не покажет вообще. На этом месте будет просто пиксел серошкального изображения. Соответственно, вы можете сделать один из двух ложных выводов с разными по тяжести последствиями. Либо вы «напишите»: сосудов в данной области нет, что может привести к тем или иным ошибкам в итоговом заключении. Или же просто обвините несчастный сканер в нечувствительном допплере. Вроде бы, второе меньше по ущербу. Но, сделав так, вы перестанете верить данной системе вообще. То есть, отсутствие сигнала перестанет говорить о чем-либо: то ли и правда там нет сосудов, то ли сканер врет опять…
К сожалению, ситуация с заниженной шкалой встречается гораздо реже, чем с завышенной. То есть, мало кто, например, использует режим щитовидной железы для исследования сонной артерии. Разве что, по ошибке. А вот использование режима для крупных сосудов и попытка смотреть им же средние и даже мелкие – общее место.
Сосуд – это эластичная трубка. Представьте себе брызгалку, которой поливают шашлык. Вы можете просто лить воду самотеком или же сожмете бутылку, и получите значительное увеличение скорости жидкости. На эластичность сосудистой стенки влияет огромное количество факторов, так что, вид кривой скорости даже в одном и том же участке кровеносного русла может сильно варьироваться. Поэтому «стричь все сосуды под одну гребенку» - абсолютно бессмысленно. PRF необходимо регулировать постоянно, подстраиваясь под объекты, которые вы смотрите.
Если вы еще не устали от PRF – иногда можете подстроить дополнительный параметр, который также определяет значение шкалы скоростей. Это несущая частота допплера. Ее, как раз, называют просто ЧАСТОТА или FREQUENCY в английских интерфейсах. Шкала скорости обратно пропорциональна значению данного параметра. То есть уменьшение частоты увеличивает шкалу скорости и наоборот. Разумеется, частота также определяет проникающую способность допплеровских сигналов. Иногда это может запутать: вы понизили частоту, чтобы лучше вывести сосуд на глубине. Но шкала скоростей увеличилась, стала слишком высокой для данного сосуда. И, вместо того, чтобы проявиться четче – он исчез. Однако, несмотря на подобные трудности, регулировка частоты иногда помогает добиваться лучших результатов, чем просто работа PRF.
Еще один момент, который нелишним было бы осветить в данной статье – работа функции HPRF. Это технический прием, при котором можно использовать высокую PRF на значительной глубине. Второй контрольный объем, появляющийся в результате ее работы, часто попадает не на кровоток, а на ткань. Она вносит значительные возмущения в допплеровский сигнал, и последний может стать бессмысленным.
HPRF включается автоматически. Вы понизили положение контрольного объема – он включился. Чтобы избежать спонтанного включения HPRF, во многих системах, в том числе SonoScape, реализована автоматическая регулировка PRF в зависимости от глубины расположения контрольного объема. То есть, когда доктор опускает контрольный объем глубже, система потихоньку, как можно более незаметно для пользователя, понижает PRF. Попытка уйти от внимания врача связана со следующим: вместе с PRF понемногу снижается и шкала. Когда ее значение перестанет удовлетворять врача УЗД – тот прикажет увеличить PRF. Тогда сканер будет вынужден сказать: ну, я сделал все, что смог, и врубит HPRF. Так в ответ на вполне невинное действие вы получаете бессмысленный сигнал.
Поэтому при исследованиях высоких кровотоков на глубине лучше до последнего пытаться вмещать кривую в шкалу другими способами: регулировать положение базовой линии, даже менять несущую частоту. Так лучше поступать и при наличии автоматической регулировки PRF и без нее.
Есть еще регулировка усиления (чувствительности) всех допплеровских режимов, управление динамическим диапазоном (может убирать фоновые шумы). Но их менять бывает необходимо только в случае грубых ошибок в заводских настройках системы. К счастью, они встречаются крайне редко.
Ультразвуковой сканер всегда на нашей стороне – нужно лишь немного ему помочь. Как и любая техника, он требует спокойной, вдумчивой эксплуатации, и ничего другого.